Сообщество - История быта и искусств
Добавить пост

История быта и искусств

1 769 постов 6 285 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Dolce far niente

Стоит ли жизнь того, чтобы бездельничать?

Приходи, приляг со мной

И не спеша проведи этот чудесный день,

Мы обсудим тему праздности.

Питер Макартур (1866–1924)

В XIX-XX веках «Dolce far niente» (дольче фар ниенте) вдохновило не только американского поэта Питера Макартура, который посвятил ему целую поэму, но и многих художников, использовавших эту фразу для названия своих картин.

Итальянская фраза «dolce far niente» буквально означает "сладкое ничегонеделание" – это наслаждение бездельем, потакание расслаблению, блаженная лень.

До 1800 года, кажется, не сохранилось значительных картин с названием «Dolce Far Niente». Самая ранняя из сохранившихся – необычная работа Франца Ксавера Винтерхальтера 1836 года. На ней изображены мужчины, женщины и дети, вероятно, богатые неаполитанцы, отдыхающие в саду с видом на Везувий. Одна из женщин кормит грудью младенца, мужчина на переднем плане картины играет на маленьком лютнеподобном инструменте, а в большой бубен у ног юноши сложены фрукты. Кажется, что картина не имеет иной цели, кроме как быть искусством, лишена нарратива и символов, действий или активности, просто призывает наслаждаться музыкой и чувствами.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

 Franz Xaver Winterhalter (1836)

Еще одно раннее полотно работы Фрэнка Бухсера 1857 года, также призывает провести чудесный день. На нем изображены два мальчика, курящие и бездельничающие в тени, предположительно на юге США.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Frank Buchser (1857)

За ним следует первая из «прерафаэлитских» версий «блаженной лени», полотно Уильяма Холмана Ханта, над которым он работал несколько лет. Это первый холст, следующий позднее установившейся модели: одна красивая женщина в расслабленной позе, задумчиво смотрящая вдаль. Мы видим богато одетую даму, туалету которой художник уделил особое внимание, видим ее отражение в зеркале и замечаем обручальное кольцо на сплетенных пальцах.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

William Holman Hunt (1865-1875)

За три года до того, как Хант завершил ретушь своей картины, Уильям Куиллер-Орчардсон завершил свою. Его девушка в строгом черном платье полулежит на кушетке, она отложила книгу и задумчиво смотрит в невидимое окно, не заметив японский веер, соскользнувший на ковер.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

William Quiller Orchardson (1872)

Вскоре после этого, в 1877 году, Огюст Тульмуш написал свою версию «Dolce far niente». На коленях изображенной красавицы - открытая книга, её мысли улетели вдаль, и она безучастно взирает на зрителя.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Auguste Toulmouche (1877)

В свою очередь, Джон Уильям Уотерхаус создаёт две разные работы под названием «Dolce Far Niente». Первая, известная также как «Белый веер», имеет более классическую обстановку, с подвесной масляной лампой справа, перьевым веером и коврами вместо дивана. Чтобы чем-то себя занять дама играет с веером, выдергивая из него перья и наблюдая за их полетом. Мы не видим ее лица и можем лишь догадываться, что она чувствует, но сама поза и занятие приглашают насладиться чудесным солнечным днем.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Waterhouse, The White Feather Fan (1879)

Вторая картина Уотерхауса формально классическая римская. Женщина полулежит среди голубей и сорванных цветов, с веером из павлиньих перьев, на мятой простыне и леопардовой шкуре, словно в тихом покое.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Waterhouse (1880)

Всего пару лет спустя (в 1882 году) Чарльз Эдвард Перуджини первым применил новую формулу для своей интерпретации «Dolce far niente», изображая двух красивых женщин в своем сладком ничегонеделании. Они заманивают улитку кусочком листа, пытаясь скоротать время за этим занятием.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Charles Edward Perugini (1882)

Позднее, в 1885 году, Фредерик Артур Бриджмен создает более оригинальную интерпретацию праздной лени. Его красавица играет со своими волосами, дремлет с полузакрытыми глазами на мягких подушках в полутени сада, погружая зрителя в состояние блаженной полуденной истомы.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Frederick Arthur Bridgman (1885)

В том же году Валентин Принсеп изобразил девушку в состоянии «Сладкого покоя» в летнем саду, уставшую от чтения, которую сморил сон в гамаке. Она все еще держит японский зонтик, но раскрытая книга уже выпала из рук.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Valentine Cameron Prinsep, Sweet Repose (1885)

Однако, самым преданным художником «Dolce Far Niente» был Джон Уильям Годвард, который создал как минимум три разных версии, начиная с 1897 года. Он возвращается к классической римской обстановке, изображая куртизанку на тигровой шкуре и в полупрозрачном платье.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Godward (1897)

Семь лет спустя его одинокая красавица, более скромно одетая, свернувшись в позе эмбриона, отдыхает у пруда с рыбками в Помпеях.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Godward, A Pompeian Fishpond, (1904)

Третий вариант сладкой лени – красавица в ярком платье, отдыхающая в саду на средиземноморской вилле. Леопардовая шкура, небрежно брошенная на мраморный парапет, отдает дань моде тех лет.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Godward (1906)

Разбивает этот ряд эстетической живописи, почти лишённой сюжета или символов, изображающей просто красивую одинокую женщину в покое, и возвращает нас к «Dolce far niente» неаполитанцев Винтерхальтера этюд Джона Сингера Сарджента 1907 года. На полотне снова изображены юноши и девушки, играющие в шахматы у ручья и облаченные в восточные одежды. Это не просто красивая картинка и искусство ради искусства, это возвращение к сюжету и движению.

Так обычно и заканчивается блаженная лень, как сон, прогоняемый пробуждением.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John Singer Sargent (1907)

Показать полностью 14

Немного об искусстве, любви, ревности и мести

В тридевятом царстве в тридесятом государстве жила-была прекрасная девушка. Хотя, наверное, не так стоит начать мой рассказ о тех давних событиях.

Произошло это в далёкие времена, когда Западная Римская империя уже пала, а Королевство обеих Сицилий еще не родилось. Сопротивлялась, и после шестидесяти двух лет борьбы, пала под арабским натиском последняя надежда острова - византийская крепость Тавромений. Преданная мессинским наемником, окровавленная, разграбленная и уничтоженная, оставившая нам лишь руины, по которым можно судить о былом величии античного мира: древнегреческий театр, римский одеон и древний бассейн для морских гладиаторских боев.

Итак, Сицилия тогда была под властью мавров, а события разворачивались в прибрежном городе Палермо, где жила-была наша прекрасная девушка, уединенно проводя свои дни за выращиванием любимых растений и ароматных трав. Именно за этим занятием ее и застал прогуливавшийся по улочкам города юный мавр. Он заметил красавицу на балконе, без памяти влюбился, признался в своих чувствах, и девушка ответила ему взаимностью. Жили бы они долго и счастливо, если бы юноша не скрывал страшную тайну: в далекой восточной стране, откуда он был родом, ждали его скорого возвращения жена и дети. Девушка, узнав о скором отъезде и предательстве, решила ответить тем же. Ночью, когда мавр уснул, она заколола спящего возлюбленного, чтобы он никогда уже не смог ее покинуть. Все же, стремясь сохранить милый сердцу образ, она обезглавила любимого, создала подобие вазы, повторяющей его черты, и посадила в нее куст базилика.

Нет, подождите! Не может быть! Кажется, все было иначе, и не наша героиня повинна в смерти возлюбленного. Итак, звали ее Лизабетта. Жила она по-прежнему на Сицилии, но в прибрежном городе Мессине, и увидев прекрасного Лоренцо, она влюбилась. Юноша также ответил ей взаимностью. Никаких страшных тайн он от любимой не скрывал. И это разгневанные братья девушки умертвили Лоренцо. Юноша приснился своей любимой и рассказал о преступлении. Безутешная Лизабетта, испросив разрешения у братьев выйти из дома, бросилась на поиски тела и не в силах расстаться с возлюбленным, взяла с собой его голову. Вернувшись домой, спрятала ее в цветочный горшок с базиликом. Каждый день растение орошалось горькими слезами бедной девушки, а лик любимого возникал на вазе только в ее воображении. Эту историю рассказал в XIV веке Боккаччо в своем Декамероне, когда память о тех событиях была еще свежа, и легенда о двух сицилийских возлюбленных передавалась из уст в уста.

Немного об искусстве, любви, ревности и мести Италия, Итальянский язык, Искусство, Литература, Живопись, Культура, Средневековье, Быт, Современное искусство, YouTube, Ваза, Видео, Длиннопост

«Изабелла и горшок с базиликом», 1868, Уильям Холман Хант

Декамерон, История Лизабетты и Лоренцо, День 4, новелла 5 с 05:34.

https://youtu.be/dOuzMdSuFjc?si=LZBDHfZCDw7uRxI4

История на итальянском

https://youtu.be/_TUZ1dhQNRE?si=MCSIVNynx7yHxil1

Правдивее ли рассказ Боккаччо? Слышал ли он на самом деле историю о сицилийском мавре? Была ли изначальная история приукрашена и романтизирована ради развлечения флорентийцев, укрывшихся загородом от чумы, бушевавшей в то время в Тоскане?

Так или иначе, но именно в память о двух влюбленных на Сицилии появились своеобразные керамические вазы для цветов в форме человеческой головы - teste di moro (головы мавров), тысячелетняя традиция создания которых сохранилась и сегодня. Обычно они парные: головы юноши и девушки, в тюрбане или с короной, с венком из фруктов.

Немного об искусстве, любви, ревности и мести Италия, Итальянский язык, Искусство, Литература, Живопись, Культура, Средневековье, Быт, Современное искусство, YouTube, Ваза, Видео, Длиннопост

Значит, правдивее легенда о мавре? 🤔 Хотя, рассказывают обычно обе версии, а за века существования teste di moro изображали их и в облике мавров, и в обличии европейцев. Они популярны и по сей день, украшают собой дома и сады многих итальянцев.

Немного об искусстве, любви, ревности и мести Италия, Итальянский язык, Искусство, Литература, Живопись, Культура, Средневековье, Быт, Современное искусство, YouTube, Ваза, Видео, Длиннопост

Но вернемся на Сицилию и познакомимся с еще одним персонажем нашей истории. В городке  Калтаджироне расположился небольшой магазинчик гончара Besnik Harizaj.

Немного об искусстве, любви, ревности и мести Италия, Итальянский язык, Искусство, Литература, Живопись, Культура, Средневековье, Быт, Современное искусство, YouTube, Ваза, Видео, Длиннопост

Наш новый герой - профессор искусств родом из Албании, который в девяностые годы прошлого века был вынужден оставить преподавание в университете родной страны, перебраться на Сицилию и начать все с нуля. Сегодня это признанный мастер своего дела, который уникальным талантом скульптора превратил ремесло создания teste di moro в искусство, продолжая в глине и бережно сохраняя историю двух далеких влюбленных.

Немного об искусстве, любви, ревности и мести Италия, Итальянский язык, Искусство, Литература, Живопись, Культура, Средневековье, Быт, Современное искусство, YouTube, Ваза, Видео, Длиннопост

Но вдохновение мастера на этом не остановилось, и сегодня мы можем увидеть вазы с лицами знаменитых итальянцев.

Угадаете, кто из известных итальянцев вдохновил на создание этой головы-вазы?

Немного об искусстве, любви, ревности и мести Италия, Итальянский язык, Искусство, Литература, Живопись, Культура, Средневековье, Быт, Современное искусство, YouTube, Ваза, Видео, Длиннопост
Показать полностью 6 2

И ещё о близнецах

И ещё о близнецах Биография, Дети, Близнецы, Африка, Шотландия, Западная Африка, Религия, Суеверия, Убийство, Фотография, Длиннопост

Мемориальная доска на могиле Мэри Слессор в Калабаре.

И ещё о близнецах Биография, Дети, Близнецы, Африка, Шотландия, Западная Африка, Религия, Суеверия, Убийство, Фотография, Длиннопост

Горшки, в которых оставляли умирать детей-близнецов (около 1880 г.)

И ещё о близнецах Биография, Дети, Близнецы, Африка, Шотландия, Западная Африка, Религия, Суеверия, Убийство, Фотография, Длиннопост

Мэри Слессор с приёмными детьми — Жаном, Элис, Мэгги и Мэй

И ещё о близнецах Биография, Дети, Близнецы, Африка, Шотландия, Западная Африка, Религия, Суеверия, Убийство, Фотография, Длиннопост

Мэри Слессор и её приёмная дочь во время визита в Шотландию, 1891 год

И ещё о близнецах Биография, Дети, Близнецы, Африка, Шотландия, Западная Африка, Религия, Суеверия, Убийство, Фотография, Длиннопост

Мэри Слессор и её приёмные дети, Калабар

И ещё о близнецах Биография, Дети, Близнецы, Африка, Шотландия, Западная Африка, Религия, Суеверия, Убийство, Фотография, Длиннопост

Портрет Мэри Слессор.

Мэри Слессор (1848 — 1915) — уроженка Шотландии, из бедной рабочей семьи. С одиннадцати лет Мэри работала на ткацкой фабрике на полставки, посещая школу на предприятии, с четырнадцати — на полную ставку. Семья была соблюдающими пресвитарианами. Когда Мэри узнала о смерти знаменитого Давида Ливингстона, она решила пойти по его стопам. Работала в Калабаре (современная Нигерия), жила среди народа эфик. Мэри выучила местный язык, учила детей и лечила местных жителей. У эфик повсеместно практиковалось убийство новорождённых близнецов***. Считалось, что это злой дух вступил в связь с матерью и зачал одного из детей. А так как какого именно ребёнка зачал злой дух определить не могли, то убивали обоих (мы про это читали у Чинуа Ачебе), а мать в лучшем случае изгоняли. Мэри укрывала детей на территории миссии, где возник настоящий детдом. Она удочерила одну из спасённых девочек (когда Мэри нашла их в буше, её брат-близнец был уже мёртв). Мэри прожила в Африке тридцать лет с небольшими перерывами. Под её влияниям эфик постепенно перестали убивать близнецов, а также и предлагать обвиняемым на суде выпить яду в качестве проверки на невиновность (если яд действовал, человек признавался «виновным» посмертно).

Слессор добилась разрешения отправиться вверх по реке в район Окойонг (там до её приезда убили двух мужчин-миссионеров). Со временем Мэри удалось наладить хорошие отношения с жителями Окойонга. В знак уважения от местных жителей получила прозвище Обонгавон Окойонг (на языке эфик «Королева Окойонга»). В 1895 г. она инициировала создание в г. Калабар учебного заведения, где изучались домоводство, садоводство, пошивочное, столярное, кузнечное, пекарское дело и другие дисциплины. Школа существует до сих пор.

Ещё во время своей первой поездки в Африку Мэри заразилась малярией, и всю оставшуюся жизнь страдала от частых приступов лихорадки. После особенно длительного приступа в 1914 году Мэри Слэссор умерла в окружении своих приёмных детей. Британские колониальные власти устроили ей торжественные государственные похороны в Калабаре.

*** Мы помним, что в соседнем Бенине рождение близнецов — это благо родителям и всем потомкам. Но это не страновая особенность, у нигерийского народа йоруба близнецы тоже счастье и радость.

Показать полностью 5

Франческа

Франческа Калининградская область, Метание топора, Франки, Раннее средневековье, Фотография, Археологические раскопки, Прокопий Кесарийский, Длиннопост
Франческа Калининградская область, Метание топора, Франки, Раннее средневековье, Фотография, Археологические раскопки, Прокопий Кесарийский, Длиннопост
Франческа Калининградская область, Метание топора, Франки, Раннее средневековье, Фотография, Археологические раскопки, Прокопий Кесарийский, Длиннопост

Очень любопытная (а может, даже эксклюзивная) находка в Калининградской области: по предположению знатоков эпохи Великого переселения народов, это франциска, она же франческа - боевой топор франков. Мог применяться как для ближнего боя (и тогда имел длинную рукоять), так и для метания. Второй способ использования, рассказывая о войнах Византии против германцев, описывает Прокопий Кесарийский:

«Железо топора было крепким, и лезвие с обеих сторон острое до крайности, а деревянная рукоятка очень короткая. При первом же натиске по данному знаку они (франки. – Авт.) обычно бросают во врагов эти топоры, разбивают их щиты и убивают их самих».

Наиболее распространен этот топор был в VI-VIII вв., полагают историки. Имелся на вооружении воинов и Хлодвига, и его потомков - Карла Мартелла, и Карла Великого. Но оба этих Карла метали свои топоры очень далеко от берегов Балтики. И поэтому крайне интересно, как франциску-франческу занесло в Калининградскую область.

Показать полностью 3

Украшения

Украшения Фотография, Индия, Одежда, Украшение, Традиции

Девочки из племени рабари в традиционных украшениях. Гуджарат, Индия

Показать полностью 1

Павлин-мавлин

Павлин-мавлин

Павлин. Мозаика в Равенне, V в.

Ухажер

Ухажер Юмор, Лубок, Арт, Ухаживания, Россия, 18 век, Страдающее Средневековье, Кот, Подглядывание

За жепу хватать не велят, для того что блины сгорят Лубок, XVIII в.

Ухажер Юмор, Лубок, Арт, Ухаживания, Россия, 18 век, Страдающее Средневековье, Кот, Подглядывание
Показать полностью 2

Брить или носить?

Брить или носить? Франция, Петр I, Борода, Парикмахерская, Длиннопост

В России Петр I ввел налог на ношение бороды только в конце XVII века. До этого момента бритьё бороды считалось греховным делом.

Брить или носить? Франция, Петр I, Борода, Парикмахерская, Длиннопост

А вот во Франции бритьё бород стало массовым ещё в XI веке. Именно с этим явлением связывают появление первых парикмахерских, т.е. специальных заведений, где можно укоротить или сбрить волосы на лице, ну и заодно на голове. Историки отмечают даже место и дату открытия первой парикмахерской. Это город Руан в 1096 году.

Брить или носить? Франция, Петр I, Борода, Парикмахерская, Длиннопост

Именно в этот год архиепископ города пригрозил отлучением от церкви любого, кто рискнет войти в храм с бородой. Чуть позже архиепископ Амьена отказался причащать бородачей. И уже к XII веку, благодаря подобным историям, бороды во Франции практически полностью вышли из моды. Зато парикмахерские появились в каждом городе!

А вы как относитесь к бороде (у мужчин, конечно)?

Источник Bonjour, круассан 🥐 Франция

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!